Положение о порядке работы квалификационной комиссии
Положение о порядке работы Межведомственной экспертно-квалификационной комиссии
Межрегионального Общественного Экспертного Совета
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Межведомственная экспертно-квалификационная комиссия - орган судебно-экспертного сообщества
1. Межведомственная экспертно-квалификационная комиссия (далее - квалификационная комиссия) является органом судебно-экспертного сообщества, наделенным полномочиями в целях выполнения задач, установленных Межрегиональным Общественным Экспертным Советом.
2. Межведомственная экспертно-квалификационная комиссия осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и настоящим Положением.
Статья 2. Формирование Межведомственной экспертно-квалификационной комиссии
1. Квалификационная комиссия правомочна осуществлять свои полномочия, если общее число избранных и назначенных членов комиссии составляет не менее, чем половина от установленного данным Положением количества.
2. Избрание экспертов в состав квалификационной комиссии осуществляется Общественным экспертным Советом по предложению участников Общественной организации.
Статья 3. Принципы деятельности квалификационной комиссии
Деятельность квалификационной комиссии основывается на принципах независимости экспертов, коллегиального, гласного, свободного, беспристрастного и справедливого рассмотрения вопросов, отнесенных Общественным Советом к ее компетенции.
Статья 4. Задачи квалификационной комиссии
1.Квалификационная комиссия рассматривает методические документы и предложения, представленные членами Общественной организации Межрегиональный Общественный Экспертный Совет, рекомендует их для применения в практической деятельности, оказывает содействие в их внедрении и информирует о них других участников Общественной организации и профессиональной судебно-экспертной деятельности.
2.Квалификационная комиссия осуществляет методическую помощь членам Общественной организации участникам.
Квалификационная комиссия принимает участие в организации обучения и повышении профессиональной квалификации экспертов-членов Общественной организации.
3. Квалификационная комиссия проводит Аттестацию участников Общественной организации на право самостоятельного производства судебных экспертиз. Аттестация осуществляется в порядке, установленном главой 7 настоящего Положения.
4. Квалификационная комиссия по обращениям граждан, членов Общественного Совета, участников судопроизводства оценивает в рамках соответствующей области специальных знаний предоставленные комиссии заключения экспертов и специалистов, в том числе, оценивает компетентность экспертов и специалистов, проявленную при подготовке заключений.
Статья 5. Взаимодействие квалификационной комиссии с Общественным Советом и средствами массовой информации
1. Квалификационная комиссия информирует Общественный Совет о своей деятельности, дате, времени и месте заседания и подлежащих рассмотрению вопросах.
2. Председатель и заместитель председателя совета вправе участвовать в заседании соответствующей квалификационной комиссии, вносить предложения и высказывать мнение по рассматриваемым вопросам.
3. Квалификационная комиссия направляет заинтересованным лицам и средствам массовой информации сообщения о порядке присутствия их представителей на заседании комиссии, о своем наименовании, составе, почтовом адресе, контактном телефоне.
Статья 6. Обеспечение деятельности квалификационной комиссии
1. Члены квалификационной комиссии в период проверки представления, обращения, жалобы или сообщения, подготовки вносимых на рассмотрение коллегии вопросов, участия в заседании и проводимом коллегией мероприятии действуют самостоятельно и независимо.
2. Организационное, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности квалификационной комиссии и ее членов осуществляется Общественным Советом.
3. Председатель квалификационной комиссии представляет своевременно Общественному Совету информацию, необходимую для обеспечения деятельности соответствующей квалификационной комиссии.
Глава 2. Председатель, заместитель председателя, член квалификационной комиссии
Статья 7. Порядок избрания председателя, заместителя председателя квалификационной комиссии
1. Заседание квалификационной комиссии до избрания ее председателя ведет соответственно Председатель Общественного Экспертного Совета.
2. Председатель, заместитель председателя квалификационной комиссии избирается квалификационной комиссией из числа членов комиссии открытым голосованием или тайным голосованием, если за такой порядок проголосовало более половины членов квалификационной комиссии, принимавших участие в заседании.
3. Квалификационная комиссия вправе избрать председателя, заместителя председателя коллегии, если на ее заседании присутствует более половины членов квалификационной комиссии, правомочной осуществлять свои полномочия.
4. В квалификационной комиссии, формируемой в количестве до 10 членов, избирается один заместитель председателя квалификационной комиссии. В квалификационной комиссии, формируемой в количестве до 21 члена, избираются два заместителя председателя квалификационной комиссии.
Члены Комиссии: руководители экспертных организаций, ученые и преподаватели экспертных дисциплин образовательных учреждений, представители ФБУ Сибирского регионального центра судебной экспертизы Министерства юстиции РФ, МВД России, ФСБ России, прокуратуры, наиболее опытные сотрудники, имеющие стаж экспертной работы по соответствующей экспертной специальности не менее пяти лет,
5. Председатель, заместитель председателя коллегии считаются избранными, если за каждого из них проголосовало более половины членов квалификационной комиссии, принимавших участие в заседании.
Статья 8. Полномочия председателя, заместителя (заместителей) председателя квалификационной комиссии
1. Председатель квалификационной комиссии:
- организует работу квалификационной комиссии;
- формирует повестку заседания квалификационной комиссии;
- председательствует на заседании квалификационной комиссии;
- подписывает решения и протокол заседания квалификационной комиссии;
- распределяет обязанности между заместителями председателя квалификационной комиссии;
- дает поручения членам квалификационной комиссии по вопросам, связанным с деятельностью квалификационной комиссии;
- контролирует работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена,
- на период своего отсутствия возлагает исполнение обязанностей председателя квалификационной комиссии на одного из своих заместителей, а при их отсутствии - на одного из членов коллегии;
- представляет квалификационную комиссию в отношениях с государственными, Общественными и иными органами, организациями и должностными лицами.
2. Заместитель (заместители) председателя квалификационной комиссии:
- по поручению председателя квалификационной комиссии председательствует на заседании коллегии и в его отсутствие исполняет его полномочия;
- выполняет поручения председателя квалификационной комиссии, относящиеся к компетенции этой комиссии.
Статья 9. Полномочия члена квалификационной комиссии
1. Члены квалификационной комиссии имеют равные права и исполняют равные обязанности, возложенные на них настоящим Положением.
2. Член квалификационной комиссии:
- участвует в заседании квалификационной комиссии. При наличии уважительной причины, препятствующей участию в заседании квалификационной комиссии, с момента появления основания для неявки на заседание, но не позднее дня начала заседания сообщает председателю квалификационной комиссии о невозможности явиться на заседание;
- вносит предложение о включении в повестку заседания квалификационной комиссии дополнительных вопросов;
- знакомится с материалами, поступившими на рассмотрение квалификационной комиссии;
- представляет дополнительные материалы по рассматриваемым вопросам;
- высказывает мнение и голосует по вопросам, внесенным на рассмотрение квалификационной комиссии;
- по поручению председателя квалификационной комиссии организует проверку представлений и обращений, жалоб и сообщений, участвует в ней и подписывает ответы на жалобы, сообщения, письма и обращения, докладывает на заседании материалы;
- по решению квалификационной комиссии выполняет обязанности секретаря коллегии в случае его отсутствия;
- осуществляет иные полномочия, относящиеся к компетенции квалификационной комиссии.
3. При осуществлении своих полномочий член квалификационной комиссии независим и неподотчетен за принятое решение. До принятия решения он обязан сообщить квалификационной комиссии о поступивших к нему обращениях по подлежащим рассмотрению вопросам, входящим в ее компетенцию.
Глава 3. Порядок подготовки заседания квалификационной комиссии. Порядок рассмотрения материалов и принятия решений
Статья 10. Сроки проведения заседаний квалификационной комиссии
1. День, время и место проведения заседания квалификационной комиссии устанавливаются председателем квалификационной комиссии.
2. Члены квалификационной комиссии извещаются секретарем коллегии о заседании и подлежащих рассмотрению вопросов не позднее чем за семь дней до его проведения. В случае необходимости заседание может быть проведено без соблюдения указанного срока.
Статья 11. Общие условия рассмотрения квалификационной комиссией вопросов, отнесенных к ее компетенции
1. О вопросах, подлежащих рассмотрению на заседании квалификационной комиссии, Председатель квалификационной комиссии информирует Председателя Общественного Совета.
2. Председательствующий открывает заседание квалификационной комиссии объявлением о том, какой материал подлежит рассмотрению.
3. После проверки секретарем коллегии явки и установления личности явившихся на заседание лиц председательствующий выясняет, имеются ли у участников заседания ходатайства.
4. Эксперт, в отношении которого рассматривается вопрос, вправе иметь представителя, неявка которого независимо от причин не является препятствием к рассмотрению поступившего материала.
5. По решению квалификационной комиссии заявленные ходатайства разрешаются в присутствии или отсутствии лиц, участвующих в заседании. Ходатайство подлежит удовлетворению, если за это проголосовало более половины членов коллегии, принимавших участие в заседании.
6. Рассмотрение материала начинается докладом председательствующего на заседании или члена квалификационной комиссии, который излагает существо вопроса, содержание письменных материалов, сообщает иные данные, необходимые для принятия решения по существу. Докладчику могут быть заданы вопросы другими членами квалификационной комиссии.
7. После доклада заслушиваются объяснения лиц, располагающих информацией о рассматриваемом материале, а также лиц, участвующих в заседании, мнение эксперта или специалиста. Председательствующий перед заслушиванием объяснений разъясняет необходимость быть правдивым, эксперту, специалисту разъясняет его обязанность быть объективным при высказывании мнения по вопросам, поставленным перед ним квалификационной комиссией.
8. Подлинники или заверенные надлежащим образом копии документов, исследованных квалификационной комиссией, приобщаются к рассматриваемому материалу.
9. Председатель и заместители председателя Совета, других участников или их представители высказывают свое мнение по обсуждаемым вопросам, относящимся к их компетенции, до того, как квалификационная комиссия начнет совещание.
10. После исследования материалов заслушиваются заключительные выступления участвующих в заседании лиц, после чего они, а также иные лица удаляются из зала заседания.
11. До принятия решения квалификационная комиссия вправе возвратиться к рассматриваемому вопросу.
12. В открытом заседании присутствующие лица вправе вести необходимые записи, в том числе с использованием средств аудиозаписи. Использование фотоаппаратов, кино- и видеоаппаратуры или иных средств фиксации и записи изображений допускается с согласия большинства членов квалификационной комиссии.
Статья 12. Акты, принимаемые квалификационной комиссией
1.По результатам рассмотрения вопросов, отнесенных к ее компетенции, квалификационная комиссия принимает решение и дает заключение (далее - решение).
Статья 13. Порядок голосования
1.Во время обсуждения рассматриваемого вопроса и голосования при принятии решения в месте совещания могут находиться только члены квалификационной комиссии.
2. Член квалификационной комиссии, принимавший участие в заседании, не вправе воздержаться от голосования.
3. Член квалификационной комиссии вправе принять участие в голосовании в случае, если с момента начала рассмотрения материала он постоянно присутствовал на заседании.
4. Заочное голосование, а также тайное голосование членов квалификационной комиссии не допускаются,
5. Голосование проводится путем подачи голосов "за" или "против".
6. При голосовании каждый член квалификационной комиссии имеет один голос. Председательствующий на заседании квалификационной комиссии голосует в последнюю очередь.
7. Суждения, имевшие место при обсуждении и принятии решения, а также результаты голосования (число голосов, поданных "за" или "против") не подлежат разглашению и отражению в принятом решении и протоколе заседания квалификационной комиссии. Изложенное в письменном виде особое мнение члена квалификационной комиссии не подлежит оглашению на заседании квалификационной комиссии.
Статья 14. Принятие, изготовление и исполнение решений
1. Квалификационная комиссия вправе принять решение, если на ее заседании присутствует более половины членов квалификационной комиссии, правомочной осуществлять свои полномочия в соответствии с данным Положением.
2. Квалификационная комиссия не вправе принять решение на основании предположительной, непроверенной или недостоверной информации.
3. Решение квалификационной комиссии оформляется протоколом непосредственно после его принятия. Квалификационная комиссия вправе огласить только резолютивную часть принятого решения. В случае оглашения резолютивной части решения его полный текст изготавливается в течение десяти рабочих дней.
4. Решение квалификационной комиссии направляется для исполнения заинтересованным лицам в течение пяти рабочих дней со дня его изготовления.
Статья 15. Протокол заседания квалификационной комиссии
1.В ходе заседания квалификационной комиссии ведется протокол, который может быть написан от руки, или напечатан на машинке, или изготовлен с использованием компьютера. Для обеспечения полноты протокола при его ведении могут быть использованы стенографирование, а также технические средства.
2. Протокол заседания квалификационной комиссии подписывается председательствующим и секретарем коллегии не позднее десяти рабочих дней после заседания.
3. Замечания на протокол заседания квалификационной комиссии рассматриваются председательствующим и секретарем коллегии, принимавшими участие в заседании, письменное согласие или несогласие которых с замечаниями приобщается к протоколу.
Глава 4. Порядок проведения аттестации, оформления Свидетельства на право самостоятельного производства судебных экспертиз
Статья 16. Проведение аттестации
1. Аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз проводится в отношении специалистов, имеющих специальную подготовку по конкретному виду экспертной специальности и добровольно заявившем о желании пройти аттестацию.
2. Специалист, аттестуемый на право самостоятельного производства судебных экспертиз или подтверждающий уровень своей профессиональной подготовки, должен:
- знать действующее законодательство по вопросам судебной экспертизы, а также теоретические основы судебной экспертизы;
- обладать специальными знаниями и практическими навыками, необходимыми для производства конкретного вида судебных экспертиз в соответствии с действующими экспертными методиками.
3. Специалист, аттестуемый на право самостоятельного производства судебных экспертиз, приглашается на заседание КК.
Если обучение (стажировка) специалиста по рассматриваемому виду судебной экспертизы проводилось в процессе, организованном Общественным Экспертным Советом, то в индивидуальном порядке может быть принято решение о проведении аттестации без присутствия этого сотрудника на заседании Комиссии.
4. Пересмотр уровня профессиональной подготовки эксперта проводится заочно, если председателем Комиссии не принято иное решение.
5. Для проведения аттестации на право самостоятельного производства судебных экспертиз и пересмотра уровня профессиональной подготовки эксперта предоставляются:
- аттестационный лист эксперта;
- не менее пяти заключений эксперта по экспертной специальности, выполненные по различным видам исследуемых объектов с необходимыми приложениями.
6. Поступившие материалы регистрируются Председателем комиссии, после чего направляются на рецензирование либо возвращаются инициатору для устранения недостатков.
7. Комиссия рассматривает материалы в трехнедельный срок с момента их поступления.
8. По результатам рассмотрения предоставленных материалов Комиссия принимает решение в соответствии с полномочиями, предусмотренными настоящим Положением.
В случае отказа в предоставлении права самостоятельного производства судебных экспертиз или подтверждении уровня профессиональной подготовки материалы возвращаются инициатору с заключением о причинах отказа.
9. Повторное предоставление материалов осуществляется после прохождения аттестуемым дополнительной подготовки и устранения выявленных недостатков.
10.Решение о лишении эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз или конкретного вида экспертной специальности принимается в случае нарушений им требований законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих производство судебных экспертиз, или экспертных методик, которые повлекли или могут повлечь нанесение ущерба законным правам и интересам граждан.
11. При лишении эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз в Свидетельство вносится запись об аннулировании ранее предоставленного права самостоятельного производства конкретного вида судебной экспертизы либо Свидетельство изымается.
12. Свидетельство имеет единую форму.
13. Свидетельство действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Записи в Свидетельстве заверяются печатью Межрегионального Общественного Экспертного Совета и подписями председателя и секретаря Совета.
Глава 5. Заключительные положения.
Статья 17. Внесение изменений в положение